Генеральный директор крупнейшего екатеринбургского хлебокомбината «СМАК» Владилен Фуфаров стал первым приглашенным экспертом для нашей колонки «Лидеры мнений».
С читателями OHLEBE Владилен Владимирович честно и без прикрас поделился прогнозом о подорожании хлеба, рассказал о текущих условиях работы с иностранными предприятиями и объяснил, почему у «диких» маркетологов не получилось продать россиянам «навороченный» хлеб. Читаем мнение эксперта от первого лица.
Подорожание уже идет. Ежегодно, на протяжении 20 лет, сколько я помню, цены корректируются, происходит это с частотой от двух раз в год до одного раза в два года, цены на хлеб обычно следуют за общей инфляцией, примерно в годовом диапазоне 5-10%. В прошлый раз повышение было весной 2022 года. Затраты хлебопеков за это время значительно выросли, особенно транспортные затраты, зарплата, запчасти. Так что ничего необычного в подорожании нет. Еще раз скажу, что так происходило всегда все последние годы.
В этом году предпосылок для подорожания даже больше чем обычно, но конкуренция в отрасли сильная, и она не даст задрать цены.
Работать с иностранцами стало значительно труднее. Есть несколько аспектов: если говорить про поставки запчастей, то их поставлять трудно, но пока получается. Значительно дороже, чем раньше, но практически все можно достать. Гораздо сложнее решать вопросы, связанные с программным обеспечением или с сервисным обслуживанием: сейчас по некоторым компаниям вообще не приезжают сотрудники, а другие отказывают компании в общении.
Что касается покупки нового оборудования: небольшое оборудование доставляется окольными путями, подороже, но это все реально. Гораздо сложнее с приобретением больших линий, особенно с тоннельными печами. Здесь по многим производителям стоит полный запрет.
Работа с европейскими производителями - много зависит от компаний. Есть те, кто принципиально не работает с РФ, есть те, кто оглядывается на отношение в их странах, но продолжают тихонько работать с Россией, и есть те, кто по-прежнему работают с нами. Все зависит от личного решения руководства компании и позиций собственников.
С европейскими компаниями стало проблематично работать еще до начала СВО. Уже несколько последних лет все труднее и труднее работать, потому что большинство компаний переходят под собственность больших финансовых холдингов (идет передел рынка) и это резко изменило их стиль работы. Если раньше можно было всегда договориться с руководителем компаний - были частные небольшие специализированные компании, то сейчас эти процессы настолько забюрократизировались, что в последние годы стало очень сложно работать с европейскими компаниями.
Что касается турецких и китайских компаний - потихонечку тропы направлений работы с этими странами российские хлебопеки прокладывают, в первую очередь - с Турцией. Что касается Китая: в мае была выставка в Шанхае, было много российских представителей. Возбудили у китайцев интерес к России, ездят по российским предприятиям, знакомятся. Интерес есть, но требуется время для налаживания отношений и подготовки всех контрактов.
Есть перспективы в том, что часть оборудования будет из Китая. Хотя по качеству оборудования - в Китае немного компаний, которые соответствуют европейскому качеству.
Это такой большой процесс, который в рамках полугода не отследишь. Если говорить про более длительные сроки, то я бы отметил то, что люди стремятся покупать обычный ассортимент. Вот то разнообразие, к которому стремились в последние годы, оно себя не оправдывает, потому что мельчают партии поставляемых продуктов и есть сложности в производстве. То есть, все равно упор и развитие идет на традиционные виды изделий.
Мы видим, что прошла мода на зерновые хлеба, которая была года три-пять назад. Сейчас к этому уже все относятся достаточно спокойно. То же самое с хлебами бездрожжевыми, безглютеновыми. Все эти ходы диких маркетологов, как я их называю, которые любимыми способами пытались покупателю что-то такое втюхать, все эти потуги маркетологов заканчиваются, и люди выбирают в итоге вкусный и традиционный хлеб.
Убеждён, не стоит на хлеб навешивать разные маркетинговые ярлычки, а просто надо рекламировать и продвигать, что хлеб сам по себе полезный и здоровый продукт.
Еще материалы по теме:
Владилен Фуфаров: "Нас ждет ускоренный передел рынка"
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх