В письме, адресованном Владимиру Путину, СПРФ сообщает о рисках и нецелесообразности такого решения.
Председатель Союза Потребителей Российской Федерации Петр Шелищ просит рассмотреть аргументы отраслевых союзов, направленные ранее в правительство РФ, а также приводит дополнительные обоснования для отмены обязательной маркировки продуктов (текст письма есть в распоряжении редакции). СПРФ сообщает, что она не соответствует целям и условиям введения обязательных требований, установленным 247-ФЗ («Об обязательных требованиях в Российской Федерации»).
Ссылаясь на данные Роспотребнадзора о доле проверенных потребительских товаров разных групп, изъятых из оборота в 2021 году, СПРФ указывает, что у продовольственных товаров этот показатель минимален.
«Средняя доля забраковки по 17 группам отечественных и импортных продуктов питания и 4 группам алкогольных напитков составила 1,55 %, и по большинству этих групп виден тренд ее снижения», — сообщают в СПРФ.
В лидерах же по этому показателю четыре товарные группы, уже подлежавшие обязательной цифровой маркировке: средства парфюмерные и косметические, одежда кроме меховой, обувь и табачные изделия. Причем эти показатели существенно выросли по сравнению с 2019 годом, когда обязательная маркировка отсутствовала, отмечают в Союзе Потребителей.
Обязательная цифровая маркировка не подтвердила эффективности и в качестве инструмента легализации рынков маркируемых товаров, считают в СПРФ. Это показывают данные по табачной отрасли и обувному сегменту. В первом случае цифровая маркировка не препятствовала нелегальной реализации легально выпущенной продукции, а во втором — покупка кодов стала способом легализации розничных продаж.
В СПРФ говорят также о том, что заявления о востребованности цифровой маркировки потребителями не подтвердились. Со ссылкой на данные Минпромторга на конец марта текущего года, СПРФ сообщает, что мобильное приложение «Честный ЗНАК» установлено 6 млн человек, которые проверили 75 млн товаров и направили информацию более чем о 82 тыс. нарушений.
«То есть, потребители на сегодняшний день «проверили» ничтожную долю предлагаемых товаров и «направили информацию» в ЦРПТ об одном из каждой тысячи проверенных», — резюмируют в СПРФ.
При этом отмечено, что Минпромторг о последствиях получения таких обращений потребителей не сообщает, что может свидетельствовать об отсутствии системного реагирования со стороны оператора системы, полагают в Союзе.
И еще один аспект отмечен в письме: обязательная маркировка реализуется в России на импортной технике и расходных материалах. Уже одно это ставит ее распространение в зависимость от возможных санкций со стороны недружественных государств. А использование международного формата уникального кода по стандартам Международной ассоциации автоматической идентификации GS1 приводит к риску «санкционного отказа в генерации новых кодов, а также того, что цифровые идентификаторы российских товаров могут быть использованы для блокировки их торгового оборота вне территории Российской Федерации».
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх