В преддверии «Агропродмаш-2021» решили поговорить с представителями рынка отечественного машиностроения. В чем наши производители оборудования для хлебопеков выигрывают у иностранных и где уступают? Чего ждать от программ субсидирования производителей? Нужна ли вообще машиностроителям государственная поддержка и если да, то какая? С игроками рынка и Минпромторгом пообщалась Ольга Великанова.
Такое случается нечасто, но сегодня отечественные производители оборудования для хлебопеков находятся скорее в выигрышной позиции. Причины — слабый курс рубля, а значит и удорожание импорта; собственные разработки под национальные особенности и возможность более оперативно оказывать сервис.
Как говорит Виталий Минькин, председатель совета правления «Шебекинского машиностроительного завода» (ШМЗ, Белогород), ключевые требования хлебопеков к оборудованию таковы:
«Что касается социальных сортов: формового, пшеничного, ржаного хлеба, формовых и подовых сортов, то технологически основные элементы производства отечественными машиностроителями освоены давно. Большого отличия между импортом и отечественным оборудованием в плане качества в этом сегменте нет», — утверждает он.
Минькин также добавляет, что стоит учитывать фактор оперативного сервиса. Хлебозавод должен работать 24 часа в сутки, и если произошла поломка, иностранный производитель не сможет ее оперативно устранить — в режиме онлайн это не всегда получается. «Мы чувствуем, что загрузка сейчас по заказам возросла, в частности потому, что мы оперативно можем решить возникшие вопросы».
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромоторг) поддерживает отечественных машиностроителей, в том числе, пищевого оборудования. Есть программы для внутреннего и внешнего рынков.
В пресс-службе ведомства сообщили, что в 2018 году после запуска программы субсидирования скидок Минпромторг выплатил более 880 млн рублей. Производители реализовали оборудование российского производства общей стоимостью свыше 5,5 млрд рублей. По данным Минпромторга, ежегодно в программе субсидирования скидок принимают участие порядка 40 производителей пищевого оборудования, в том числе производители хлебопекарного оборудования АО «Шебекинский машиностроительный завод» и АО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения» (Омская область). Совокупный объем субсидий, предоставленных указанным двум предприятиям с 2018 г. по настоящее время, составил более 130 млн рублей, что позволило реализовать хлебопекарного оборудования на сумму порядка 1 млрд рублей.
По данным Министерства, на 2022 год на реализацию программы субсидирования скидок в рамках постановления Правительства РФ от 4 июня 2020 г. № 823 в федеральном бюджете предусмотрено 3,0 млрд рублей (из которых 1,2 млрд рублей на пищевое оборудование, 1,8 млрд рублей – на строительно-дорожную и коммунальную технику).
Кроме того, в 2022 году продолжат реализацию программ льготного лизинга и льготного кредитования специализированной техники, в том числе пищевого оборудования. На 2022 год на это в федеральном бюджете предусмотрено 2,2 млрд рублей.
Не все субсидии одинаково полезны, считают опрошенные ohlebe.ru эксперты. Они необходимы, но главное — выделять деньги с умом.
«Мы участвуем в программе Министерства промышленного развития по выделению субсидий производителям пищевого оборудования в целях предоставления покупателям скидки. Конечно, это подспорье для машиностроителей. Но не хватает системности. Например, 50% общего транша выделяют, условно, до мая. Остальные обещают в мае. Мы рассчитываем, договариваемся с покупателями, а потом остальная выплата переносится. А поставки со скидкой в полном объеме уже произвели, — полагает Виталий Минькин. — Один крупный производитель из Татарстана рассказывал о дотациях Минпромторга на обновление оборудования — 11 млн рублей, а расходов у него — на 50 млн. Сейчас процесс обновления парка хлебопеков идет, но медленно».
В этом и заключается главный вопрос. Константин Писаревский, управляющий заводом «СЭМЗ» (Екатеринбург), рассказывает:
«Нам на сегодняшний день государство не помогло ни рублем. Но оказывать поддержку нужно не столько машиностроителям, сколько хлебопекам. Если у них будет финансирование, то и у нас будет работа. Например, в Татарстане и Южно-Сахалинске государство компенсировало 50% расходов за поставленное оборудование. Мы сразу почувствовали увеличение спроса в разы, внедрили много новинок. Мы развиваемся за свои средства, главное — чтобы у хлебопеков была поддержка, они имели возможности инвестировать в модернизацию. Сейчас они ограничены», — уверен он.
Что касается конкуренции с иностранными производителями, «наши» выигрывают сразу по нескольким факторам.
«Спрос на отечественное оборудование для хлебопеков растет довольно активно, и машиностроители в этом сегменте развиваются. Во-первых, высокий курс евро и доллара сказывается на стоимости импортного оборудования. Во-вторых, в пандемию практически всем иностранным специалистам закрыли доступ в Россию, поэтому приехать их мастерам на шеф-монтаж или пуско-наладку достаточно дорогое удовольствие, если мы говорим об отдельном виде оборудования», — делится наблюдениями Константин Писаревский.
По его словам, есть проблемы с поставками запчастей из-за границы. Они были и ранее, но в связи с пандемией обострились. Если в России нет представительства компании, которая предоставит сервис по запчастям, покупать такое оборудование – значит брать кота в мешке, и это тоже достаточно дорого. «Поэтому отечественные производители увеличивают объемы продаж, — говорит он. «Некоторые проекты, которые реализуем мы и наши российские коллеги, иностранным производителям не интересны». У зарубежных производителей, в основном, порог входа в проект — от 500 тыс. до 1,5 млн евро», — утверждает Писаревский. Сейчас отечественные производители способны скомпоновать линию из российских компонентов «от и до».
«Единственное, что пока сложно нашим производителям: полностью оснастить очень крупные производственные линии. Например, в России невозможно скомпоновать крупную линию для производства тортов. Но это специфичное и дорогостоящее оборудование. Мы пока на стадии наработки соответствующего опыта», — считает он.
Хотя есть и линии, которые производятся только в России в связи с национальными традициями хлебопечения. «Наблюдается активный спрос на линии по производству пряников, коллеги производят машины для сушек, баранок, сухариков. Иностранцы такого не сделают, им это не нужно. И мы некоторые их виды ХБИ только начинаем узнавать, в том числе и конечный потребитель не ко всем сортам привык. Поэтому национальные особенности потребления нужно учитывать», — уверен эксперт.
В текущей ситуации актуальна коллаборация российских производителей пищевого оборудования и зарубежных.
Как рассказывает частный хлебопек Кирилл Степанов («Братство пекарей», Москва), компания использует российское оборудование для выпечки подового, формового тем более, ремесленного хлеба. «Это в разы дешевле, чем импортное. К примеру, 130 тысяч рублей с доработкой отечественной техники по сравнению с 1,5 млн за импортную такой же производительности. Конечно же, функционал и удобство будут несколько ниже. Но для начала запуска пекарни средней мощности на 200-230 изделий в день отечественное вполне себя оправдывает», - рассуждает он. - И разница в начальных вложениях существенна, покрывает все эти недочеты».
Он приводит пример: компания «Братство пекарей» приобретает оборудование крупного российского производителя. «Потом мы сами кладем на под немецкий шамот, получается аналог подовых импортных, но бюджетно.
Конечно, таких вещей, как парогенераторы и конроллеры с электронным табло, у российского производителя нет. Но багет неплохого качества с прямым вливанием воды по желобу, который в данных печах предусмотрен, получается. А хлеб до 10-15 наименований в количестве 250 штук отпечь может один пекарь. Готовое изделие не отличат от выпеченного в дровяной печи».
О более низкой цене говорит и Константин Писаревский. Его компания вынуждена проводить индексацию цен два раза в год, в последний раз – в феврале и в мае, так как поставщики комплектующих также повышают стоимость. «Но даже с учетом нашего увеличения стоимости, сравнивая с аналогами таких же позиций импортного производства, наша продукция дешевле в среднем на 40%», уверен он.
«Есть действительно новые технологии хлебопечения, для реализации которых оборудования отечественного производства практически нет. Путь для наших машиностроителей в этом случае – только НИОКР. Для производителей отечественного оборудования путем реинжиниринга идти, на мой взгляд, не совсем правильно. Потому что существуют такие технологические аспекты, которые «одним циркулем» не измеришь», — комментирует Виталий Минькин.
Для выпуска технологических новинок, которые изготавливаются европейскими производителями, работают крупнейшие исследовательские институты. Они изучают основные тенденции в потреблении ХБИ, а также в развитии и проблемах бизнеса хлебопеков. Потом под запросы хлебопеков производится необходимое оборудование.
«Например, в хлебопечения с использованием брожения при невысоких температурах, в том числе с использованием вакуума, то есть неклассических технологических приемах, в России пока нет оборудования. Если оно и производится, то редкими компаниями. По некоторым видам оборудования, особенно в сегменте тесторазделки, у хлебопеков нет другого выхода, кроме как приобретать импортное», - считает он.
Хлебопекам необходима модернизация оборудования. Любое: импортное, отечественное, устаревает. Кроме того, грядет дальнейшая консолидация рынка, а это вызов для отрасли, считает Константин Писаревский. «Основная проблема всех пекарен и заводов – процессы нужно автоматизировать, ручной труд стал дорог, и кадров недостаточно. Вероятно, в течение 5-7 лет произойдет консолидация рынка хлебопечения. Раньше в хлебопечении не было таких лидеров, которые приобретали бы небольшие заводы. Сейчас этот процесс начался, прежде всего, в Москве, теперь и в регионах. Ожидаются сделки по продаже заводов крупным игрокам, а они нацелены на модернизированный парк и определенные стандарты производства. Нельзя сегодня «выжимать» последнее из оборудования», — утверждает он.
Однако для обновления нужны инвестиции. Чтобы развиваться, необходимы экспортные направления, а также НИОКР, уверен Минькин.
«Не нужно «изобретать велосипед». У нас есть экспортные представительства, работающие в качестве подразделений Минпромторга. Они стараются оказывать помощь производителям оборудования, нацеленным на расширение географии продаж. Но если оборудование поставляют китайские, чешские, французские, немецкие производители на экспорт, их страховка от неуплаты — государственные гарантии. У нас же пока такой механизм не распространен.
У меня был опыт, например, с экспортной поставкой в Туркменистан. Поставили половину оборудования на один из хлебозаводов, оплаты ждем уже 8 лет, фирма-заказчик обанкротилась. У нас были запросы на продукцию из Египта, Судана, цена и качество их устраивает. Но без госгарантий сделки заключать рискованно», — делится опытом он.
«Я считаю, один из драйверов развития пищевого машиностроения — поддержка экспорта со стороны государства. Оптимальный вариант — выйти на глобальные рынки, не замыкаться на России», — резюмирует эксперт.
Продолжим тему оборудования - в следующем материале слово предоставим "иностранцам".
ФОТО: Canva
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх