На фоне пандемии люди начали больше следить за питанием, приобретая продукцию, которая ассоциируется со здоровым образом жизни. Так, продуктовая сеть «Азбука Вкуса» опубликовала данные о росте товарооборота в прошлом году, из которых следует, что в Москве и Петербурге спрос на безглютеновые перекусы в прошлом году вырос на 600 процентов, на безглютеновый хлеб — на 18 процентов.
Как сообщается на сайте retail.ru, «Азбука вкуса» зафиксировала рекордные показатели роста спроса на продукты питания для здорового образа жизни - более чем на 30% за год. Спрос на безглютеновые перекусы вырос на 600%, спрос на безглютеновый хлеб - на 18%.
Можно ли делать выводы о том, что спрос на "зожевскую" продукцию будет расти по всей стране? Станет ли производителям такой продукции проще заходить в сети? Почему безглютеновую продукцию часто относят к категории здорового питания? Поговорили об этом с экспертами.
Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети, пояснил, что, во-первых, «Азбука Вкуса» — премиальная торговая сеть, целевая аудитория которой всегда жаждет каких-то модных и трендовых тем, имея возможность тратить на такие продукты с очень высокой добавленной стоимостью деньги. Во-вторых, «Азбука Вкуса» работает лишь в Москве и Санкт-Петербурге, в этих городах традиционно более избалованная публика и покупательская способность значительно выше, чем в регионах. Поэтому говорить о том, что спрос на эту категорию товаров вырос по всей стране было бы неправильным.
- Продукты питания категории ЗОЖ отчасти растут везде, но говорить о том, что небольшим производителям, например, той же безглютеновой продукции, будет легче выйти в сети, я бы не стал. Во-первых, все тренды в ЗОЖ-категориях быстро схватывают крупные федеральные игроки, которые выводят свои линейки продуктов с подобными свойствами - у них есть для этого и финансовые, и маркетинговые инструменты. Например, в Санкт-Петербурге основной объем «здорового» хлеба производят крупные игроки рынка: Fazer, ГК «Дарница», «Каравай» и т.п. «Малышей» на полках мы не видим.
Во-вторых, ритейлеры отчасти раздувают этот «мыльный пузырь» самостоятельно, создавая ажиотаж вокруг ЗОЖ-категорий с целью формирования в глазах потребителей определенного имиджа своих магазинов (широкий ассортимент, забота о здоровье, об экологии и т.п.), при этом фактический рост продаж в категориях может быть не столь значительным. Но зато они в тренде, — говорит эксперт.
Михаил добавляет, что локальным производителям все так же сложно пробиться на полки ритейлеров, если у них нет широкого ассортимента в разных категориях и отсутствует мощная маркетинговая поддержка своих проектов и новых продуктов, а также представленность в разных каналах сбыта. И это без учета тех примеров, когда производитель попадает на полку на краткосрочный период, а затем ее покидает с убытками.
- Безглютеновый хлеб — не панацея от всех болезней, — говорит диетолог Зинаида Медведева, директор национального исследовательского центра «Здоровое питание». Он предназначен для людей, у которых есть аутоимунное заболевание — целиакия, неперносимость белка глютена. Для них глютен в любых количествах опасен. Кроме этого, может быть непереносимость и аллергия на глютен — это уже относится к пищевым аллергиям и имеет свои симптомы. Если вы едите хлеб и крупы, которые содержит глютен и не чувствуете никаких сложностей с пищеварением, то просто так отказываться от них не стоит, это лишь сузит ваш рацион.
По мнению диетолога, люди чаще всего отказываются от глютена, потому что это модно и активно промоутируется:
- Так как глютен — это, прежде всего, составляющая хлеба и круп, то люди одновременно отказываются и от простых углеводов и начинают чувствовать себя лучше, приписывая это к отказу от глютена.
Специалист призывает читать мелкий шрифт на оборотной маркировке, так как все надписи на лицевой стороне (например, «без глютена») наносит сам производитель, очень часто на свое усмотрение. Оборотная же маркировка наносится согласно требованиям Технического регламента.
- В России мода на безглютеновые продукты пришла несколько лет назад, на Западе, как обычно, это произошло раньше лет на 5-7. Будет ли расти популярность таких продуктов зависит от образованности покупателей. Если они поймут, что вместо глютена покупают продукты, состоящие из рисового и кукурузного крахмала, и, если нет показаний избегать глютена, это ненамного лучше, это легкоусвояемые углеводы, то безглютеновые продукты займут свое место среди специализированного питания, но перестанут быть хайпом ЗОЖ.
Еще на тему производства и потребления безглютенового хлеба:
Кому нужна безглютеновая продукция? Есть ли у нее перспективы выйти из узкой ниши специализированного питания и занять прочное место на полке с продуктами для здорового образа жизни?
Действительно ли отказ от глютена поможет стать здоровее?
Как производится и контролируется безглютеновая продукция? Об этом - на канале “Бизнес Пища”.
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх