Производите продукцию под популярным, хорошо известным потребителю наименованием? Убедитесь, что имеете на это право! Неправомерное использование товарного знака может обернуться миллионными штрафами. Разбираемся в претензиях правообладателей и в том, как их предотвратить.
Вот о чем речь. Появляется на рынке новое кондитерское изделие – условно говоря, «Вкусняшка», - формирует бренд, завоевывает сердца покупателей, выходит на массовое производство… И вдруг после всех затрат и усилий производитель получает претензию: мол, ваш товарный знак используется незаконно, снимайте с производства и платите компенсацию.
Здраствуйте, я правообладатель
Под удар чаще попадают, пожалуй, кондитеры — ведь именно для их продукции характерны выразительные, эмоциональные наименования: – всевозможные «Лакомки», «Вдохновение», «Cказка», «Птичье молоко»… Претензии к ним возникают и по нарушению исключительных прав на объекты авторского права, например, на использование в изделиях изображений персонажей мультипликационных фильмов.
Но, разумеется, на предмет нарушений использования товарных знаков изучается и продукция хлебозаводов, особенно небольших, и пекарен. В отличие от крупных предприятий, имеющих юридические отделы, такие производители особенно уязвимы: для многих бюрократическая казуистика – как жизнь на другой планете.
Это подтверждает директор юридической компании «Усков и партнеры» Светлана Ускова: «Чаще всего ошибки допускают небольшие предприятия, которые раньше не сталкивались с вопросами товарных знаков и неверно оценивают возможные последствия использования чужих названий. Крупные производители обычно либо работают с патентными поверенными, либо имеют сотрудника, который курирует эти вопросы и прошел дополнительное обучение».
Пример: на семинаре по вопросам торговых марок представитель завода спросила юриста: «Скажите, а как кто-то может узнать, что мы производим изделия под этим именем?» – «Сейчас это просто, на сайте, в каталоге изделий можно сразу увидеть». – «Но у нас и сайта нет.» – «Всегда есть риск, что кто-то увидит в магазине, есть специальные люди, которые ездят по регионам и смотрят, где и что продается». – «Ой, ну вы уж, пожалуйста, не приезжайте в наш район…», - наивно попросила женщина.
О том, что региональные хлебозаводы под пристальным вниманием, подтверждают и источники ohlebe.ru. Поделиться опытом собеседники согласились только на условиях анонимности: кто-то не хочет ворошить прошлое, а кто-то находится в процессе переговоров или судебного разбирательства.
Так, один из региональных хлебозаводов получил претензионное письмо от холдинга «Объединенные кондитеры». Произошло это не впервые: несколько лет назад подобная ситуация привела к тому, что из ритейла пришлось спешно вывести продукцию под популярным наименованием. На то, чтобы это осуществить, правообладатели отвели две недели. «Мы потерпели значительные убытки. Пока снимали продукцию, пока меняли название, продажи не шли, мы не могли продать остатки на складе, не могли использовать уже готовую упаковку, - рассказали на хлебозаводе. - Нам пришлось разработать новое название и упаковку, из-за этого потребитель на какое-то время потерял нас на полке». По словам представителя завода, как тогда, так и сейчас шансов выиграть дело в суде практически не было. Хлебозавод входит в РСП, однако в отраслевой союз за помощью не обращались. «В такой ситуации, как мы, сейчас может оказаться любой хлебозавод, который выпускает продукцию под распространенными названиями. Конечно, теперь мы проверим каждую торговую марку. Мы будем вынуждены заложить эти затраты в стоимость продукции, так что цена для конечного потребителя, без сомнения, станет выше”, - отметил производитель.
О том, что хлебопеки и производители кондитерских изделий получают претензии от «Объединенных кондитеров», упоминали и другие. Объясняется это тем, что в холдинг входят крупные игроки российского рынка, которые закрепили за собой многие известные с советских времен названия и отслеживают их использование.
Пример из судебной практики (источник: sudact.ru). Три крупнейшие кондитерские фабрики (все входят в холдинг «Объединенные кондитеры» - «РОТ ФРОНТ», «Красный Октябрь», «Кондитерский концерн Бабаевский» - подали в суд на ООО «Идиллия» (г. Армавир) за незаконное использование товарных знаков. Истцы выяснили, что ООО «Идиллия» производило и продавало целый список популярных наименований конфет: «Мозаика», «Мишка», «Малютка», «Любимое», «Вдохновение», «Ромашка», «Смуглянка», «Птичье молоко». В качестве компенсации значилась сумма в 1 600 000 руб. (400 000 руб. – в пользу «РОТ ФРОНТ», 800 000 руб. - в пользу ПАО «Красный Октябрь», 400 000 руб. - в пользу ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»). Свою стратегию защиты ответчик строил на том, что нарушение было однократным и было устранено. На этом основании ООО «Идиллия» просило уменьшить размер компенсации до 10 тысяч рублей по за каждое наименование. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2017 ООО «Идиллия» привлечено к административной ответственности за незаконное использование товарных знаков, штраф составил 100 000 рублей. В данном случае ответчик сделал ставку на уменьшение наказания, и это во многом удалось.
Но далеко не всегда возможно быстро выполнить требования правообладателя. Особенно сложно это сделать по тем позициям, которые продаются в крупных торговых сетях. Например, еще одному предприятию пришлось выводить с рынка сладкие сухарики спорной марки. На то, чтобы произвести замену (заказать новую пленку, дать новое название, запустить в сеть), ушло 4-5 месяцев. И за это время пришла повторная претензия – о неисполнении первой. Убытки были значительные… Бывает, приходит несколько претензий одновременно по разным наименованиям, иногда требуют просто убрать продукцию, иногда – также и выплатить компенсацию.
На момент публикации комментарии «Объединенных кондитеров» получить не удалось.
Если предприятие имеет широкий ассортимент, вывод одного наименования еще можно пережить, а убытки покрыть за счет остальных позиций. А если речь о небольшом хлебозаводе, которое специализируется на определенной продукции – естественно, популярной и известной, – последствия могут стать драматичными.
Пережив суд, потеряв изделие и потерпев убытки, некоторые производители машут рукой на креатив и награждают свои изделия названиями типа «батон с изюмом». Просто, зато не так опасно. Хотя и это надо проверить…
Что важно, чьим-то зарегистрированным товарным знаком может быть не только наименование, но и упаковка, внешний вид изделия.
Типичные ошибки производителей по отношению к товарным знакам условно можно разделить на три блока, считает директор юридической компании «Усков и партнеры» Светлана Ускова.
1. Выбор названия для изделия
«Случается, что название не проверили на «чистоту», а уже начали вкладывать деньги в продвижение продукта. Самое неблагоприятное развитие событий – это когда выбранная марка уже является товарным знаком кого-либо из конкурентов. Чуть лучше, если товарный знак зарегистрирован, но правообладатель его не использует. И третий вариант – название можно было зарегистрировать, но про это просто не подумали. Это основные сценарии, – рассказывает эксперт. – Возможны и другие ситуации, например: название используется без регистрации другими производителями в той же категории товаров и известно потребителям на рынке; название является неохраноспособным (то есть, его в принципе нельзя зарегистрировать) и так далее. Если название неохраноспособно, то его могут использовать все производители. А вот если продукт уже был выведен на рынок другим производителем, то выпуск продукции конкурентом после этого может быть поводом для обращения в Федеральную антимонопольную службу».
Производители хлебобулочных изделий допускают промахи по нескольким причинам:
Все это приводит к тому, что вопросу регистрации товарных знаков не уделяется должного внимания. Кроме того, чтобы оценить охраноспособность выбранного названия и проанализировать возможность его использования, нужны определенные знания. Это не входит в специализацию, например, маркетологов, которые обычно занимаются наименованиями - их редко этому обучают.
Кстати, в каждой стране товарный знак нужно регистрировать отдельно. То есть, если какая-то продукция выпускается на экспорт, необходимо изучить ситуацию в другой стране.
2. Процесс регистрации
Это чаще всего несоблюдение формальностей:
Последствия могут быть такими: при нарушении сроков оплаты пошлины - штраф, а также возможен отказ в регистрации.
3. Использование уже зарегистрированного товарного знака
Довольно часто после регистрации товарного знака правообладатель по разным причинам его не использует. Если это продолжается 3 года, то право на товарный знак может быть утрачено. Аннулирование товарного знака не происходит автоматически, этот процесс должен быть инициирован заинтересованным лицом. Если же знак аннулирован, то высока вероятность, что другой производитель получит право на его использование.
Также случается, что юридическое лицо правообладателя ликвидировано, а передача нематериальных активов не произошла. Это тоже приводит к утрате товарных знаков. Иногда меняются данные компании, а правообладатели забывают вносить их в свидетельства, и даже продлевать срок действия свидетельств. Для того, чтобы узнать об этом, производителю нужно предпринять усилия, но чаще всего об этом просто не задумываются.
Штрафов за это не предусмотрено. Если охрана знака прекращается, обозначение могут зарегистрировать конкуренты.
За нарушение исключительных прав на товарный знак предусмотрена ответственность:
Правообладатель имеет право требовать изъять из оборота, а также уничтожить контрафактные товары, этикетки и упаковки, на которых есть незаконно используемый товарный знак (пункт 2 ст. 1515 ГК РФ). Причем нарушителю придется сделать это за свой счет.
Что касается компенсации, то тут возможны варианты – правообладатель может требовать от нарушителя выплаты компенсации вместо возмещения убытков (п. 4 ст. 1515 ГК РФ):
1) от 10 тысяч до пяти миллионов рублей (определяется по усмотрению суда);
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака (определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака).
Чаще всего бывает, что сторонам выгоднее договориться до суда. Как отмечает Светлана Ускова, в практике компании в последнее время больше конфликтов стало разрешаться в досудебном порядке: стороны стараются найти компромиссное решение:
«Но это зависит от понесенных убытков, известности товарного знака, договороспособности лиц и ряда других факторов. В целом, правообладатель, который выявил нарушение, выбирает одну из двух стратегий. Если задача – быстро устранить нарушение, которое произошло недавно, – то обычно в претензии требуют только прекратить выпуск продукции, но не требуют денег. Компания, которая получила такую претензию, может согласиться, понимая, что ей выгоднее разрешить конфликт сейчас, не ввязываясь в дорогостоящие судебные споры, где могут взыскать существенную компенсацию. Если же приоритет – не в скорости, то в претензии сразу могут быть заявлены денежные требования. Иногда они настолько значительны, что всем участникам спора очевидно, что конфликт будет решаться в суде, но не в рамках переговоров – и претензия направлена лишь для соблюдения формальной процедуры».
Одним словом, производители должны помнить, что в современном мире создать и вывести на рынок новый продукт – это только полдела. Чтобы не перечеркнуть результаты своего труда, нужно уделить время и средства на оформление прав на торговое наименование. Как долго длится процедура и сколько денег на это уходит? Об этом – в следующей статье.
Текст: Вита Мач
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх