Пряник — истинное нематериальное наследие России. Не угощение, не десерт, а целый культурный пласт быта и традиций нашего народа. Пряник уже отметил тысячелетние, но всё ещё свеж, прекрасен и любим.
Первые пряники с пропиской в Древней Руси были куда проще современных, состояли они из мёда, воды и ржаной муки, опционно добавлялись ягоды и соки. Из этой массы делалась толстая лепёшка, которая затем выпекалась. Называлось всё это великолепие незамысловато — медовый хлеб. То был прадедушка нашего пряника.
В XII веке Русь узнаёт индийские специи, они баснословно дорогие, их используют вместо денег и… добавляют в медовый хлеб, но и это ещё не пряник — это коврижка — промежуточное звено между древним медовым хлебом и современным пряником. Коврижка — сладкая выпечка с узором или рисунком на поверхности, она содержит пряности, но пока совсем чуть-чуть. Это блюдо уже не для челяди. Коврижкой угощают на царском празднике в честь рождения Петра Алексеевича, будущего Петра I.
В XVIII веке специи становятся более доступными и идут в народ. Их щедро добавляют в тесто. И вот тут пряник становится пряником — любимым народным кушаньем, а пряничное дело — популярным ремеслом. Из пряничного теста делают авторские фигурки, например, архангельские и поморские козули, печатные пряники, создающиеся с помощью деревянных досок с вырезанным узором, вырубные пряники в форме птиц и животных.
Пряничные ритуалы
Пряники для нас вещь тривиальная, но так было не всегда. Раньше они были частью быта: лакомством для детей, подарками на праздники, украшением столов, подаянием нищим и в церковь на панихиду. По народному поверью пряники помогали в избавлении от болезней, чтобы усилить их лечебных эффект, на обратной стороне пряника вырезали инициалы архангелов.
С помощью пряников делали заговоры на любовь. Рецепт приворота очень прост. Нужно завернуть пряник в тонкую тряпку, весь день носить подмышкой, а потом подарить предмету воздыхания. Эта традиция перешла к пряникам от обрядовых хлебов. И не только эта. Пряники хорошо так потеснили хлеб в ритуальных делах, особенно, в свадебных обрядах. Жених сразу после сватовства и вплоть до самого торжества каждый день приносил невесте сладкие пироги и пряники. А на самой свадьбе молодожёны держали их за пазухой, как оберег.
В некоторых губерниях пекли специальные «разгонные» пряники. После застолья хозяева вручали их засидевшимся гостям как намёк, что пора расходиться.
Территория пряника
Пряники отличались по территориальному признаку. В Ростове, например, делались на меду с использованием специй, пшеничной и картофельной муки. Тульские — с малиновой или сливовой прослойкой. Покровские готовились без яиц. Во Владимирской губернии делали пресные и кислые пряники. Первые — толстые тёмно-коричневого цвета стоили дороже, вторые соответственно — дешевле, были жёлтыми и тонкими. Богатые ели кислые пряники, бедные довольствовались пресными.
Самый известный вид пряников — печатные, украшенные фигурными рисунками, их и сегодня пекут в Туле. Другой центр пряничного дела функционирующий до сих пор — Городец. Здесь издревле выпускали около 30 сортов пряников с разными добавками — лимоном, миндалём, фруктовым повидлом. Пекли их, в основном, старообрядцы — потомственные мастера, хранящие семейные рецепты.
Все пряничные мастера берегли свои рецепты, как зеницу ока. На всякий случай даже не пользовались стандартными гирями для отвешивания ингредиентов, вдруг кто подсмотрит. Вместо гирь брали камешки, которые хранили в тайном месте. Из-за такой секретности до нас дошли далеко не все пряничные рецепты, хотя большинство всё-таки дошло, чему мы несказанно рады.
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх