Насколько радикальные изменения могут произойти на хлебной полке? Подскажет молочная! Отраслевой эксперт Анна Малявина — о будущем хлебопекарного рынка.
Не так давно на молочной полке стояли: молоко 1 л, кефир 1 л, сметана 15% и и сметана 20%. Сегодня на ней можно найти молоко и йогурты для завтрака, йогурты, которые помогают при переедании, йогурты для любителей спорта и так далее...
Фото: vk.com/exponenta.health
То же самое ждет хлебную полку, и это вопрос ближайшей перспективы, а не отдаленного будущего.
Фото: Amazon
Развитию хлебной полки сегодня происходит в следующих условиях:
- Снижение доходов у населения. Это приводит к формированию новых привычек покупки и потребления.
- Региональная экспансия крупных индустриальных производителей, которым недостаточно емкости рынка на их территории. Они приходят с качественно другим продуктом, состоящим из продающей упаковки с персонализированной коммуникацией; с составом, обеспечивающим отличный от прочих вкус; их масштаб позволяет дать и другую цену.
- Появление нового покупателя. Голосовать рублем стало новое поколение: это потребители поколения Z (молодые люди до 24 лет). Для них хлеб уже не базовый обязательный продукт, а самостоятельное блюдо к которому проявляются соответствующие, иные, чем ранее, требования (яркая, понятная упаковка, вкус, удобный размер, нарезка, упаковка, небольшая упаковка). Основная часть ассортимента хлебозаводов в основном не соответствует этим требованиям, что приводит и к снижению потребления, и к переключению на субституты.
- Развитие сетевого ритейла, в особенности развития проекта «Пекарня». Это высокопотенциальная точка роста для магазинов. Ведь за этой продукцией будут ходить чаще, чем за индустриальным хлебом, и захватывать по пути еще что-нибудь. Итого, проект «Пекарня» — это способ роста и чеков и размера чека. Так же это потенциал для индустриалов, поставляющих заморозку в магазины: одних круассанов с такой полки может уходит под 70 штук в день из одного магазина. Индустриальная сдоба и слойка такими показателями похвастаться не может. К этому пункту относится и развитие СТМ, в том числе, в категории маржинального ассортимента. Потенциал этого пункта для каждого региона различен ввиду того,что доля СТМ различается по территории РФ, но скорее всего в натуральном выражении будет не менее 15% в ближайшее время.
- Развитие канала онлайн. Все мы видели и были непосредственными участниками роста этого канала сбыта. Думаю, что столь стремительного роста количество новых покупателей уже не будет, но борьба развернется за удержание клиента и его развитие. А это однозначно будет происходить за счет разнообразия ассортимента, в первую очередь. И это мы видим уже сейчас, рост идет за счет заморозки, далее и индустриальный ассортимент расширит свое присутствие в привычных корзинах покупателей.
Ранее мы рассматривали также влияние на рынок ограничения розничных цен и газового дефицита.
Анна Малявина, эксперт хлебопекарного рынка,
руководитель проектов Ватель Консалтинг