К такому выводу пришли аналитики компании BusinesStat, представившей аналитический отчет по мучным кондитерским изделиям за 2016-2020 годы. Сегменту мешает развиваться сложная ситуация в HoReCa, зожные настроения и стагнация доходов россиян.
До 2019 года продажи МКИ в стране выросли на 7,2%: с 1,78 до 1,91 млн тонн. Однако в 2020 году ситуация с коронавирусом и кризисные изменения в российской экономике значительно повлияли на работу предприятий общественного питания. Продажи мучных сладостей в HoReCa существенно просели, и совокупный объем реализации мучных сладостей в стране снизился на 1,1% к уровню 2019 г. (до 1,89 млн т).
Наибольшую долю в российских продажах мучных кондитерских изделий традиционно имело сладкое печенье – в среднем 36,7% в 2016-2020 гг.
Следом идут кексы и рулеты, удельный вес которых составлял порядка 14,4% в исследуемое пятилетие. Любопытно, что по данным компании GfK, кексы и рулеты длительного хранения покупатели отнесли к самой нездоровой категории мучных изделий.
На третьем месте оказались вафли со средней долей 11,2%. В 2020 г рост продаж наблюдался только у вафель (+3,7% к уровню предыдущего года), пряников (+2,8%) и сладкого печенья (+1,7%). Все эти категории можно отнести к низкому ценовому сегменту.
Кроме того, в 2016 г третье место в рейтинге самых популярных мучных кондитерских изделий в России занимали торты, на долю которых пришлось 11,4% от суммарного объема продаж. За пять лет объемы реализации тортов сократились на 27,6%, в результате по итогам 2020 их удельный вес снизился до 7,8%. Аналитики отметили спрос на натуральные составляющие, которые распространяется и на торты. "Покупателя может отпугнуть обилие сахара, жира и искусственных ароматизаторов. Себестоимость производства тортов растёт, и без того высокая цена продаж увеличивается", говорится в исследовании.
Основным каналом сбыта мучных кондитерских изделий в России остаётся розничная торговля, удельный вес которой в 2020 г. составил 80,9% от суммарных продаж (1,53 млн т). Из них 68,7% мучных сладостей было реализовано в современной рознице (1,05 млн т).
Продажи мучных кондитерских изделий будут медленно расти, и к 2025 г. достигнут 2,02 млн т. Рост продаж будет ограничиваться стагнацией дохода россиян и сокращением численности жителей России, считают в BusinesStat.
С тем, что ожидается падение спроса, согласны и представители отрасли.
Анастасия Акульчева, директор по маркетингу компании «Акульчев»:
«Предпочтение на рынке кондитерских изделий будет отдаваться всё-таки продуктам низкого ценового сегмента, кондитерские изделия — это не первый выбор, и остаточная сумма на покупку «чего-нибудь ещё» уменьшается, так как цены растут, а зарплаты нет.
Так что самая логичная стратегия в таком случае — это создание дополнительной категории низкого ценового сегмента в портфеле компании. А что по поводу динамики продаж, мягкая вафля не сбавляет темпы, продукт становится наиболее востребованным в России, а также за рубежом. Рост продаж прослеживается и в федеральных сетях, и в традиционной рознице».
Читайте нас в своем смартфоне Telegram-канал @ohlebe_ru
Поддержите нашу работу на Boosty
↑ наверх